Главная » 2009 » Май » 6 » Поговорим о флешмобе
Поговорим о флешмобе
11:03

Поговорим о флешмобе

картинка

Приходилось ли Вам наблюдать ситуации в общественных местах, когда большое количество людей совершают что-то абсурдное или непривычное, при этом все участники этих действ серьезные, трезвые и адекватные?

Раньше явление флэш-моба было равнозначно маленькому чуду. Толпа, внезапно собравшаяся в одно и то же время в одном и том же месте, уже удивляла, и была чем-то непонятным, новым, неожиданным. Сейчас люди стали более искушенными и могут на любые странные движения небольшого сборища людей, сказать: «Флэш-моб, наверное!».

Флэшмоб (от англ. flash — вспышка, mob — толпа) — непродолжительная акция абсурдного содержания, проводящаяся группой людей в общественном месте. Участники флэшмоба договариваются о проведении акции и ее сценарии через интернет или другие удаленные средства общения. Моберы внезапно возникают из толпы и после окончания акции растворяются среди прохожих. Негласные правила запрещают моберам все, что выходит за рамки закона и морали. Цель флэшмоба — вызвать у случайных зрителей чувство любопытства, непонимания, замешательства.

Флэшмоб родился в Нью-Йорке: первая акция прошла 17 июня 2003 года. В мебельном отделе универмага Macy`s вокруг дорогого ковра собралось около 200 человек, которые стали объяснять продавцам, что они живут вместе на складе в "пригородной коммуне" на окраине Нью-Йорка и пришли купить "коврик любви". Отдельные акции, подпадающие под определение "флэшмоб", несомненно, случались и раньше, но массовость движение приобрело после появления книги социолога Говарда Рейнгольда "Умная толпа. Новая социальная революция".

Книга "Умная толпа" была издана в октябре 2002 года, в ней описано, как люди будут использовать новые коммуникационные технологии (сеть и мобильные телефоны) для самоорганизации. Акции, которые организует умная толпа, автор называл флэшмобом. В июне 2003 житель Сан-Франциско Роб Зазуэта, ознакомившись с книгой Рейнгольда, создал первый сайт для планирования подобных акций. Результатом его действий и стал флэшмоб в универмаге Macy`s.

картинка

С тех пор это движение «мгновенной толпы» стало необычайно популярным во всем мире. Например, в Денвере толпа в 400 человек рассредоточилась по нескольким этажам здания. «Пинг!» — кричали стоявшие внизу. «Понг», — отвечали им сверху. При этом участники действа синхронно повторяли движения шарика для настольного тенниса. В Манхэттене 250 человек вошли в фешенебельный отель и в течение 15 секунд громко и бесцельно аплодировали. В Берлине около 250 человек собралось рядом с американским посольством на Унтер-ден-Линден. Они одновременно откупорили бутылки с шампанским и, на протяжении трех минут, в унисон пили «За Наташу!».

Первые российские акции, как и их западные аналоги, носили скорее развлекательный характер: толпа молилась памятнику Ленина, подпевая: "Ленин вечно живой" (Пермь, 20 сентября 2003 года), пускала мыльные пузыри на московском Арбате (1 апреля 2007 года). В gрошлом году в честь юбилея движения 12 июля моберы раскрыли на Патриаршем мосту в солнечную погоду красочные зонтики, изображая тем самым "коврик любви". Идеология классического флэшмоба предполагает отделение от политики, экономики, религиозных проблем.

картинка

Например, летом случайные прохожие могли увидеть в центре славного города Петербурга, как группа молодых людей, набрав воду в тазики из фонтана, разувшись и встав с важным видом одной ногой в таз, держали в руках таблички с приветствием розовых фламинго. В другой раз пассажиры поезда Санкт-Петербург-Калининград столкнулись с просьбами довезти до Калининграда… уток, самых разнообразных – игрушечных, стеклянных, деревянных, нарисованных – и передать их тем, кто будет искать столь необычные презенты.

В других городах России, например, Нижнем Новгороде, люди ходили возле памятника Минину и уговаривали его не уезжать в Москву. При этом они держали в руках плакаты с надписью «Козьма, останься!» В Москве на центральной улице один раз собралась толпа народа, которая, глядя на большой уличный экран с рекламой, пыталась судорожно переключиться с помощью пультов от телевизоров на «другой канал».

Еще несколько забавных ситуаций. В Киеве продавщицу конфет покупатели замучили вопросом «Как с помощью сладкого поправиться на семь килограммов?» В Токио люди, одетые в костюмы знакомого киногероя, пытались копировать его поведение. В Риме в книжном магазине 200 человек несколько минут спрашивали несуществующие книги, а затем с аплодисментами терпению продавцов разошлись в разные стороны. Столь неординарные мероприятия проходят во многих городах по всему миру.

картинка

Флэш-моб — это явление больших городов, мегаполисов, где толпы людей образуются повседневно и не являются чем-то из ряда вон выходящим. Для флэш-моба важен эффект внезапности и случайности, когда до конца непонятно, сговорились ли все эти окружающие тебя люди или это просто совпадение, а может, вообще — показалось? Все акции флэш-моба происходят в общественных местах (без зрителя флэш-моб не флэш-моб) и в очень непродолжительные периоды времени. Людей завораживает эффект толпы. Иногда к моберам присоединяются посторонние люди, те, кто о встрече заранее не договаривался. Потом акции обсуждаются на форуме, а о наиболее ярких и впечатляющих могут написать статьи пронырливые журналисты. Люди, на вопрос «Что Вас привлекает в флэш-мобе?», отвечают почти одинаково: «это весело», «это похоже на приключение», «это какой-то элемент игры, секретности», «это позволяет нарушить привычный ход жизни». Чтобы стать участником флэш-моба, достаточно зарегистрироваться на специальных интернет сайтах или форумах, где, кстати, чаще всего уже висят объявления о предстоящих акциях. Некоторые обмениваются информацией с помощью SMS – это удобно и оперативно. Также на вышеупомянутых сайтах можно предложить свои сценарии акций, подписаться на рассылку возможных выступлений. Флэш-мобовцы — умная толпа, которая понимает, что малейший недочет может испортить весь эффект. Поэтому существуют неписаные правила, которые соблюдает каждый участник движения. Люди, участвующие во флэш-мобе, отличаются пунктуальностью. Опоздание, даже малейшее, недопустимо, поскольку акции и так кратковременны. Участники обязаны знать, что ни в коем случае не должны разговаривать друг с другом, даже если они очень хорошие друзья, даже если имеется важная информация. Если действительно надо поговорить – отделитесь от «мгновенной толпы» — данный флэш-моб сегодня обойдется без вас. Нельзя находиться на момент акции в состоянии алкогольного опьянения. На всякий случай все-таки лучше иметь при себе документы, удостоверяющие личность. В Москве довольно проблематично, да и нецелесообразно проводить флэш-моб где-нибудь в спальном районе — все внимание приковано к центру города, где «бродят реальные толпы». Какое количество человек считается оптимальным для флэш-моба? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Иногда слишком большое скопление людей даже вредит эффекту случайности. Можно сказать, что численность участников зависит от сценария и места проведения моба. Вот, к примеру, сценарий типичного флэш-моба. В определенный час моберы появляются у главного входа в какой-либо универсам, вытаскивают из кармана электрическую лампочку и начинают ее просматривать на свет (проверяют, целая она или нет), периодически (но не слишком часто) протирая ее платком (тряпочкой) либо о свою одежду. Проверяют лампочку РОВНО 3 минуты, затем прячут обратно в карман и расходятся. Обычно флэш-моб не нацелен на достижение какого-либо результата — люди просто развлекаются. Иногда, правда, он может служить выполнению определенного рода задач (но всегда положительных). Так, была совершена акция в поддержку людей с ослабленным иммунитетом, которые могут появляться на улице только в специальных марлевых повязках, но стесняются этого. Толпа моберов в течение определенного времени разгуливала по улицам в белых повязках, чтобы показать: это обычное явление и не надо над этим смеяться.

картинка

Изначально флэш-моб не был предусмотрен, как политическая или PR-акция — все участники, как правило, незнакомые люди, которые не состоят в каких-либо группировках. Однако, первый флэш-моб на Алтае был организован политической партией. На центральной площади собрались 50 Дедов Морозов, «чтобы отпраздновать Новый Правый Год» (это была акция СПС). Необычный сценарий политического флэш-моба был найден на одном белорусском сайте: «Пятнадцать членов революционной группы переодеваются в «каторжников» и надевают серые пальто. С помощью SМS они назначают встречу на главной улице столицы в момент, когда там столпотворение. В назначенный час они снимают пальто и становятся похожими на каторжников. Они выкрикивают по несколько раз: «Я голосую за Х!»; Х, разумеется, является местным политиком, которого нужно дискредитировать. Затем манифестанты надевают пальто и быстро расходятся».

Сейчас многие компании все чаще обращают свое внимание на флешмоб как на отличную возможность привлечь к себе внимание и придумывают всевозможные нестандартные рекламные акции в стиле этого движения.

картинка

Флэш-моб может организовать каждый! Для этого достаточно придумать хороший, интересный сценарий и разместить его на сайте, посвященном флэш-мобу. Только надо иметь в виду, что любая акция флэш-моба должна состоять из «простых движений», которые каждый участник сможет совершить без предварительной подготовки и репетиций.

И даже в нашей непростой жизни можно найти возможности, которые позволят хоть на короткие мгновения, сбросив шелуху серьезности и оставшись самим собой, сделать что-то нетривиальное, удивить людей, подарить радость себе и окружающим!

картинка







Категория: YouTube | Просмотров: 844 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: